В статье «Что такое должная осмотрительность при отборе контрагента? Зачем компании обязательно нужно принять и исполнять регламент должной осмотрительности?» автор этого блога формулировал причины, по которым стоит принять данный документ и имплементировать технологию проверки контрагента в бизнес-процессы любой организации. Теперь подробнее остановимся на том, какие именно положения желательно включить в данный Регламент.
Сразу оговорюсь, что приведенный здесь образец структуры регламента и выдержки из его текста были сформулированы автором в процессе его практической деятельности и являются лишь рекомендацией.
В общем виде Регламент может быть разбит на отдельные главы (параграфы), которые будут, в свою очередь, включать в себя пункты (подпункты) как это принято в текстах нормативно-правовых актов.
Например:
Глава 1. Общие положения. Назначение и область применения. Нормативно-правовая база.
Здесь стоит указать для чего принимается данный Регламент, какие риски он призван предотвратить или минимизировать, обязательность исполнения изложенной в нем процедуры проверки для Организации, указать нормативную базу, которой руководствовались при составлении документа.
Пример формулировки:
«1.1. Настоящий Регламент составлен для предотвращения (минимизации) основных и дополнительных рисков, связанных с отбором ООО «Организация» (далее по тексту – Компания, Общество, Организация) контрагентов для ведения своей финансово-хозяйственной деятельности путем проведения соответствующей документированной процедуры и фиксации (закрепления) ее результатов.
1.2. Под основными рисками в настоящем Регламенте (или далее по тексту, также, Документированной процедуре) понимаются вероятные потери Компании (штрафы, пени, уплата недоимки) в результате предъявления к ней претензий налоговыми органами в недобросовестной оптимизации налоговой базы по причине непроявления Компанией должной осмотрительности при отборе ей контрагентов либо риск совершения мошеннических и иных противоправных действий в отношении Компании (основные риски). К числу дополнительных рисков относятся: возбуждение уголовных дел против менеджмента, главного бухгалтера Организации по ст.199 УК РФ, привлечение их к субсидиарной ответственности по долгам Организации, отказ в проведении банковских операций Организации по перечислению денежных средств с расчетных счетов, ограничении действия системы дистанционного банковского обслуживания, приостановлении операций с денежными средствами в соответствии с Федеральным Законом от 07.08.2001 N115-ФЗ "О противодействии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма" и т.д.
1.3. Документированная процедура предусматривает проведение Компанией самостоятельной оценки таких рисков по критериям, приведенным в ней, обоснование выбора контрагентов перед заключением Договоров, а также предусматривает отдельные рекомендации осмотрительного поведения уже после вступления в договорные отношения.
1.4. Настоящая документированная процедура обязательна для применения всеми подразделениями Компании перед заключением договоров с контрагентом и в процессе построения с ним дальнейших хозяйственных отношений и устанавливает для нее стандарт осмотрительного поведения, ожидаемый от разумного участника хозяйственного оборота.
1.5. Перечень ответственных
за неисполнение (ненадлежащее исполнение) настоящей документированной процедуры
должностных лиц, характер и размер их ответственности устанавливается настоящим
Регламентом и Приказом директора Общества
1.6. Принципы, заложенные в документированной процедуре, позволяют повысить уровень системы внутреннего контроля Компании, максимально снизить (полностью исключить) вероятность ведения Компанией своей финансово-хозяйственной деятельности с высокими налоговыми и иными рисками.
1.7. Настоящая документированная процедура основана на требованиях следующих нормативно – правовых актов:
- статья 54.1 Налогового Кодекса Российской Федерации, иные федеральные законы,
- Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиками налоговой выгоды»,
- Приказ ФНС РФ от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»
- Письмо ФНС России от 10 марта 2021 г. № БВ-4-7/3060 № БВ4– 7/3060@ «О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации», иные тематические письма ФНС РФ.
Также в процессе разработки настоящего Регламента использовались выводы актуальной судебной практики ВАС и СКЭС ВС РФ, правовые позиции КС РФ».
Глава 2.Определение понятия «должная осмотрительность» для целей настоящего Регламента. Принципы и критерии должной осмотрительности при осуществлении Обществом хозяйственной деятельности.
В данном параграфе можно попытаться дать определения такого явления как должная осмотрительность, вывести его принципы, примерно очертить его критерии (на наличие у потенциального контрагента признаков «технической компании», указать на необходимость учитывать деловую репутацию и наличие всех необходимых ресурсов для исполнения сделки). Подробно об этом можно прочитать в статье «Общие критерии должной осмотрительности с точки зрения налоговых органов. Чтонеобходимо учитывать налогоплательщикам при проверке контрагента».
В заключение этой главы можно упомянуть, что оценка налоговыми органами проведенных мер по проверке должной осмотрительности не может сводиться исключительно к поиску изъянов в эффективности и рациональности хозяйственных решений стороны сделки (Определение Верховного Суда РФ от 14 мая 2020 г. № 307-ЭС19-27597 по делу № А42-7695/2017).
Глава 3. Технология соблюдения Компанией принципа «должной осмотрительности»
Это ключевой параграф Регламента. В нем необходимо максимально подробно изложить процесс проверки контрагента, чтобы избавить компанию от рисков доначислений. Автор для удобства предлагает разделить этот процесс на две части: Первичную проверку и Основную.
Пример:
«3.1. С целью соблюдения принципа «должной осмотрительности» при выборе контрагентов, Компания проводит проверку контрагентов в порядке, предусмотренном Главой 3 настоящей документированной процедуры. Проверка состоит из нескольких этапов: Первичная («экспресс - проверка») - проверка благонадежности контрагента, Основная («углубленная») проверка контрагента - проверка соответствия, заключаемого договора законодательству РФ, окончательная (комплексная) проверка и составление всех необходимых документов по результатам настоящей Документированной процедуры
3.2. Ответственные лица проводят проверку каждый в своей зоне ответственности. По ее результатам проверяющий (юрист) Организации составляет и визирует документы, а также совершает иные действия, предусмотренные настоящим Регламентом.
3.2.1. Поводом для проведения проверки, предусмотренной настоящим Регламентом является запрос сотрудника Организации в адрес юриста (юридической службы) Организации. Данный запрос должен быть направлен в письменной форме, в том числе с использованием электронных каналов связи (электронная почта, мессенджеры.)
3.3. Проверка контрагентов производится в следующем порядке:
3.3.1. Первичная проверка (или «экспресс - проверка») деятельности контрагента, проводится посредством использования сети Интернет, в частности, путем поиска и изучения сведений о нем на следующих ресурсах:
1. arbitr.ru сайт Арбитражного суда Российской Федерации – на предмет участия контрагента в арбитражных судебных спорах в качестве истца либо ответчика,
2. sudrf.ru, sudact.ru сайты судов общей юрисдикции,
3. www.nalog.ru изучение сайта Федеральной налоговой службы (раздел «Проверь себя и контрагента»), проверки наличия о контрагенте сведений в ЕГРЮЛ/ЕГРИП, в т.ч. достоверность (недостоверность) сведений о директоре (участнике), юридическом адресе контрагента, получение электронной выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП (файл в формате pdf с электронной подписью налоговой равнозначен бумажному аналогу с печатью (письмо ФНС России от 11.08.15 № ГД-4-14/14094), оценка надежность делового партнера через сервис «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента», в т.ч. сдает ли контрагент отчетность, не дисквалифицирован ли его директор, не числится ли адрес контрагента в списке адресов массовой регистрации.
4. www.fssp.gov.ru сайт Федеральной службы судебных приставов на предмет наличия либо отсутствия у контрагента исполнительных производств,
5.www.fedresurs.ru — единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц; поиск информации о том не находится ли контрагент в состоянии ликвидации или банкротства
6.www.fsrar.ru — проверка лицензии;
7.rnp.fas.gov.ru — сайт ФАС России, где можно изучить список недобросовестных контрагентов, которые участвуют в госзакупках;
8.www.rosreestr.gov.ru — на сайте Росреестра можно проверить информацию о недвижимости по адресу, который заявлен в качестве фактического или юридического;
9.sro.gosnadzor.ru —проверка наличия допуска к строительной деятельности и членства в саморегулируемой организации.
10.gir-bo.ru – получить данные бухгалтерской отчетности ООО, ЗАО, ПАО, в частности, при письменном отказе контрагента от их добровольного представления (подробнее см. пункт 3.10. настоящего Регламента).
11. сервисы.гувм.мвд.рф – проверить действительность паспортных данных директора (участника) организации, ИП при их фактическом наличии на данном этапе проверки.
12. Изучаются сведения, полученные также из иных программ в сети интернет, анализирующих деятельность компаний (например, «Спарк», «Контур.Фокус», «За честный бизнес» и т.д.).
13. Оценивается общий информационный фон о деятельности контрагента, корпоративные сайты, содержащиеся на них контакты (адрес, телефон и т. п.), информация и фото на сайте во вкладках «Развитие», «О нас», «Новости» и т. п. Стоит изучить в интернете новости и отзывы клиентов, которые касаются работы контрагента. Судьи принимают в качестве доказательств информацию, которую налоговики получают на сайте компании (решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.12.14 № А56-55281/2014), а также статьи и журналистские расследования в качестве доказательств недобросовестности контрагента (решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.09.15 № А40-10501/15). Само по себе отсутствие упоминаний и сайта не доказывает нарушение в порядке проявления должной осмотрительности (постановление АС Московского округа от 25.04.2019 № Ф05-5314/2019 по делу N А40-13288/2018).
3.4. Первичную проверку проводит юридическая служба (юрист) Организации. Срок первичной проверки составляет от 1 (одного) часа до 1 (одного) рабочего дня с момента подачи запроса на ее проведение. Срок проверки также может составлять менее 1 (одного) часа при наличии обоснованной необходимости (например, срочность заключения договора) и (или) при одновременном представлении контрагентом всех документов, указанных в п3.7. или п.3.9. настоящего Регламента. Первичная проверка является обязательной.
3.5. Результаты онлайн-запросов (в т.ч. отрицательные) в виде скриншота страницы с найденными данными подлежат обязательной фиксации на бумажном и электронном носителе. Страница распечатывается, проставляется дата и заверяется подписью юриста, который проводил экспресс-проверку контрагента. Без распечаток с сайта суд может не принять результаты онлайн-проверки (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.06.15 № А40-171142/14). Результаты обращения к онлайн-сервисам оформляются в виде справки о наличии (отсутствии) определенных признаков фирмы-однодневки (см. образец в приложении №2 к настоящему Регламенту).
3.5.1. Главной целью проверки на данном этапе является выявление у потенциального контрагента «внешних признаков» фирмы – однодневки («технической компании») (перечень данных показателей приведен в приложении №1 к настоящему Регламенту)
3.6. В случае отсутствия информации на указанных выше информационных ресурсах, которая характеризовала бы контрагента как явно неблагонадежного, проводится Основная («углубленная») проверка контрагента. Срок данной проверки составляет от 2 (двух) до 5 (пяти) рабочих дней. Данный срок указывается в запросе о представлении контрагентом необходимых документов согласно п.3.8., п.3.9. Регламента и может быть изменен по соглашению (договоренности) с контрагентом. Основную проверку (в т.ч. направление запроса о представлении документов) проводит юридическая служба (юрист) Организации».
Итак, по итогам Первичной проверки, после изучения многочисленных официальных (государственных, в первую очередь) интернет-ресурсов о контрагенте ответственному лицу (скорей всего это будет обязанностью юриста организации) необходимо собрать пакет доказательств, свидетельствующих об общей добросовестности своего контрагента. Это выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП с сайта www.nalog.ru, распечатки из сервиса «Прозрачный бизнес» (pb.nalog.ru), распечатанные и заверенные ответственным лицом с указанием даты скриншоты с сайтов, в т.ч. самого контрагента, справка в произвольной форме об отсутствии признаков «однодневки».
Комментариев нет:
Отправить комментарий